Концепция и регламент встреч
- Инкубатор создаётся как место встречи авторов литературных произведений крупной формы (романы; поэмы; сборники рассказов или стихов, объединенные концепцией), литераторов и представителей смежных отраслей, заинтересованных читателей и зрителей.
- Авторы представляют свои произведения в предыздательском виде — условно-готовые для публикации; автор предоставляет список вопросов и проблем, которые хотел бы решить с помощью инкубатора.
- Встречи заточены под обсуждение контекста произведения: исторического, идеологического, социально-экономического, философского, эволюционно-литературного. То есть по итогу должно сложиться чёткое представление о положении этого произведения в более широком поле.
- Вместе с участника и модераторами автор попытается понять, что привело к созданию произведения; почему были затронуты эти темы, выбран этот язык, стиль, жанр, и как это можно использовать в будущем.
- Одновременно для автора это будет площадкой для создания дополнительного слоя — эпитекста. Так как текст считается более-менее герметичным и ригидным, то творчество может перейти на уровень выше: всё, что вокруг текста, непосредственный контекст, где автор должен быть автором и продолжать работу.
Регламент
- Одобренный текст анонсируется, аннотацируется)), определяются "оппоненты", которые будут знакомиться с текстом, автор предлагает список проблем и вопросов
- Обсуждение проходит в два этапа с интервалом в две недели: на первом предполагается обсуждение более широкого контекста с общей дискуссией и «продвижением» текста — представление его в свете, привлекательном для стороннего зрителя; на втором в фокусе текст и эпитекст
- На обсуждении первым берёт слово модератор — представляет автора и его регалии, причину, по которой был выбран этот текст и определяет широкий контекст; далее выступает автор, даёт пояснения к тексту (реальные или фиктивные), делится ожиданиями от обсуждения.
- Далее высказываются оппоненты, которые прочитали текст, с ними может вступать в полемику модератор. После выступления оппонентов слово может взять автор и ответить на комментарии.
- После возможно общее обсуждение под руководством модератора.
- Если оппоненты были не готовы, то высказывается второй модератор, и дальше идёт дискуссия, направленная на повышение интереса к тексту.
- Второе обсуждение начинается с выступлений оппонентов и всех желающих; далее выступает автор; и завершающее слово у второго модератора.
Зачем это нужно автору
Участие в инкубаторе помогает понять литературное произведение или даже поместить его в контекст литературного процесса и более широкий культурный; обогатить своё знание и получить дополнительную перспективу, которую затем можно использовать в общении с критиками, редакторами и читателями.
Одновременно автор может продолжить работу и создать «эпитекст» произведения. Он может заниматься мифотворчеством и обратным инжинирингом, вводить всех в заблуждение, предлагать различные интерпретации и прочтения, отдаляться от своей «всезнающей» позиции и примерять новые маски и пробовать новые оптики.
Так как дискуссия будет строиться вокруг в целом готового текста, для автора это будет важная возможность понять, как произведение будет восприниматься читателями разной степени подготовки: это можно использовать для будущего творчества или чтобы лучше понимать нынешнюю работу.
Если на дискуссиях будут издатели, то это будет возможностью представить себя как автора не только текста, но и контекста; показать, насколько вы готовы для публичности, как презентуете себя и свои мысли, насколько убедительно звучите.
Отдельно стоит сказать о со-творении: так как в парадигме постпостмодерна (хотя и ещё раньше) концепция авторства всерьез оспаривается, то в рамках инкубатора появляется возможность отделиться от собственного эго и убедиться, что автор не в вакууме, а его идеи не уникальны, язык не индивидуален, тема не оригинальна — что мы живём в общем пространстве и всех волнует одно и то же. Такой опыт имеет терапевтический эффект и помогает приземлить и очистить мышление — что пригодится в будущей работе.
Зачем это нужно участнику (оппоненту)
Мы исходим из идеи горизонтальной иерархии. Это значит де-факто отсутствие иерархии. Иерархия не нужна в обществе будущего, но нужно распределение ролей, которое происходит по принципу калейдоскопа.
Каждый раз, когда вы примеряете маску (роль) оппонента, вы оппонируете отчасти другому автору, но отчасти — себе, поскольку все мы являемся авторами — если не литературных произведений, то по меньшей мере, собственных жизней. И это важнее всего.
Первое прочтение первой редакции готового к публикации текста даёт карт-бланш обозревателю, критику, автору — любому актору литературного процесса.
Первое прочтение — эксклюзивно и престижно. Это подлинная интеллектуальная работа, включающая поиск ключей к пониманию исходных вопросов творчества: зачем мы пишем, зачем мы читаем, зачем мы ищем наблюдателей, и, наконец, краеугольный вопрос бытия: Есть ли Наблюдаемое в отсутствие Наблюдателя.
Почему это может быть любопытно зрителю
На самом деле текст начинает жизнь задолго до выхода в форме книжного издания...
Книжное издание — это последняя стадия (терминальная стадия) жизни текста, и, в случае с 99% книжной продукции в России, активный срок жизни книги после её выхода, то есть время, когда она на слуху и обсуждается, составляет от 1 до 2 лет максимум. Причём дополнительное удлинение может произойти только за счёт скандала / попадания в короткий список какой-либо премии / экранизации или постановки или в другом «экстраординарном» случае.
Мы предлагаем — побывать С вами С книгой в момент её активной жизненной стадии, намного раньше, чем о ней узнают критики и даже издатели. Зачастую мы обсуждаем книги, которые ещё недавно находились в процессе работы и над которыми авторы продолжают ломать голову. До того, как книга издана, автор не может знать (может надеяться, просчитывать, но знать — не может), как откликнется в обществе и в контексте произведение, роль зрителей-читателей в данном вопросе переоценить невозможно, и на этапе предыздания они могут полновесно повлиять на ход будущей жизни книги, на её расположение на карте культурной мысли отечества.
Почему это может быть интересно издателю
А почему и нет, если бы вы хоть немного работали, то индустрия не была бы в таком положении((